Смена директора в ООО: пошаговая инструкция

В Обществе с ограниченной ответственностью (будем в этой статье рассматривать смену директора именно в такой коммерческой организации, как самой распространенной) управление осуществляет единоличный либо (реже) коллегиальный исполнительный орган – директор (генеральный директор).

Наименование должности единоличного исполнительного органа

Федеральный закон «Об Обществах с ограниченной ответственностью» допускает различные варианты наименования должности единоличного исполнительного органа: директор, генеральный директор, президент и другие. Вместе с тем различия в наименовании должности сами по себе не влияют на статус единоличного исполнительного и его место в системе органов управления ООО.

Директор (генеральный директор) действует от имени Общества без доверенности (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее — Закон № 14-ФЗ). Он подотчетен общему собранию участников и Совету директоров ООО, если таковой создан в обществе (п. 4 ст. 32 Федерального закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью»).

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо или управляющий (управляющая компания) (п. 2 ст. 40, п. 1 ст. 42 Закона № 14-ФЗ). Членом коллегиального исполнительного органа ООО может быть только физическое лицо, которое может не быть участником Общества (п. 1 ст. 41 Закона № 14-ФЗ).

Кроме этого, с 2014 года законодательство предусматривает в ООО наличие нескольких единоличных исполнительных органов (двух и более), наделенных как одинаковыми, так и разными полномочиями. Наименование таких органов не должно повторяться, т.к. сведения о нескольких единоличных исполнительных органах в обязательном порядке вносятся в учредительный документ ООО – устав, а также в ЕГРЮЛ. В уставе подробно должны быть отражены как полномочия, так и порядок деятельности избранных единоличных исполнительных органов.

Когда может возникнуть необходимость нескольких ЕИО?

Например, если в ООО несколько направлений деятельности, избираются руководители с разной профессиональной компетенцией, или в Обществе с несколькими совладельцами каждый из них хочет иметь своего человека в руководстве.

Также такое случается при объединении нескольких Обществ в одно путем реорганизации, где директора присоединяемых Обществ возглавляют определенные направления объединенной компании.

C какого момента новый руководитель может подписывать документы?

Смена директора Общества – пожалуй, самая часто встречаемая причина внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в отношении Общества.

Необходимость внесения данных изменений возникает по различным причинам: увольнение действующего директора по собственному желанию или по другим основаниям, назначение на должность нового руководителя, передача полномочий единоличного исполнительного органа Управляющему индивидуальному предпринимателю или Управляющей организации и.т.д.

При смене Директора общества часто возникает вопрос — с какого момента прекращаются полномочия прежнего директора и когда новый директор вступает в должность и приобретает соответствующие полномочия? От даты вступления в должность руководителя общества зависит легитимность подписи на распорядительных документах, заявлениях, договорах. Многие спрашивают, с какого момента новый руководитель может подписывать документы?

Директор (Генеральный директор) приобретает соответствующие полномочия с момента принятия решения единственным участником Общества или Внеочередным общим собранием участников Общества о его назначении на соответствующую должность и подписания с ним трудового договора. В связи с чем новый Директор (Генеральный директор) вступает в должность с даты, указанной в решении/протоколе внеочередного общего собрания участников Общества.

Главный нюанс в процессе смены директора заключается в том, что с момента принятия единственным участником Общества (общим собранием участников) решения о смене директора до момента регистрации данных изменений в ЕГРЮЛ, имеет место быть несоответствие сведений во внутренних документах ООО и ЕГРЮЛ, и длиться такое несоответствие, как минимум 5 рабочих дней, пока регистрирующий орган рассматривает и принимает решение о государственной регистрации данных изменений.

С одной стороны, решение принято, трудовой договор подписан, и новый руководитель приступил к выполнению своих обязанностей, с другой стороны в ЕГРЮЛ пока не содержится сведений о новом руководителе.

С другой стороны, кредитная организация, в которой у ООО открыт счет, не переоформит документы и электронный ключ, пока не увидит записи в ЕГРЮЛ о новом директоре. То же самое может произойти и при заключении новых хозяйственных договоров, т.к. контрагенты всегда перед подписанием договоров запрашивают учредительные документы и смотрят выписку из ЕГРЮЛ.

И вот здесь законодатель не дает четких «инструкций» для дальнейшей законной деятельности компании.

Однако законодательством прямо не предусмотрено, что изменение сведений содержащихся в ЕГРЮЛ и не связанных с внесением изменений в учредительные документы, должны вступать в силу с момента их государственной регистрации регистрирующим органом. В связи с чем можно с уверенностью сказать, что полномочия нового Директора начинаются с момента принятия решения участниками (единственным участником) Общества.

Кроме того, напомним, что при внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении Общества, касающихся смены единоличного исполнительного органа, заявителем при оформлении соответствующего заявления является только вновь избранный директор ООО и никто другой.

Смена руководителя Общества не считается сложным юридическим действием, однако здесь нужно знать порядок и сроки выполнения регистрационных процедур.

Существуют также определенные регистрационные ограничения для физических лиц, которые могут помешать избрать конкретное лицо руководителем Общества. Речь идет о трехлетнем сроке ограничений для лиц, которые являлись участниками ООО с долей более 50% и/или директорами Обществ, которые были ликвидированы (Общества) по решению налоговых органов как недействующие.

Теперь подробно остановимся на самой процедуре смены руководителя.

Основные шаги для смены руководителя

Шаг 1. Оформление решения о смене директора.

Решение о смене директора (генерального директора) всегда принимают только участник (участники) Общества. В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью» для принятия такого решения требуется большинство голосов присутствующих на собрании участников, если большее количество голосов не предусмотрено Уставом данного Общества.

Кроме этого с 25 декабря 2019 года, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ решения участников ООО необходимо оформлять нотариально, если в учредительном документе Общества — Уставе — не описан порядок оформления решений участников в простой письменной форме без нотариального заверения, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

В случае, если в Уставе отражен порядок оформления решений участников в упрощенном виде, тогда проводится Внеочередное общее собрание и оформляется протокол. Если решение требует нотариального удостоверения, то участник (участники) ООО обращаются за нотариальными действиями к нотариусу. Нотариус присутствует на общем собрании и после выдает свидетельство, удостоверяющее проведение собрания и голосование на нем в соответствии с уставом и действующим законодательством.

Шаг 2. Оформление заявления Р13014 о прекращении полномочий прежнего и о возложении полномочий на вновь избранного директора ООО.

Заявление Р13014 можно заполнить самостоятельно, можно обратиться в одну из юридических компаний. Как правило, нотариусы его не готовят.

Данное заявление подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Заявителем выступает вновь избранный директор. Нотариусу кроме своего паспорта заявитель представляет решение единственного участника/протокол общего собрания участников о своем избрании и действующий устав ООО.

Шаг 3. Подача документов в регистрирующий орган для государственной регистрации.

После заверения заявления Р13014 у нотариуса заявитель подает документы на регистрацию для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом единоличном исполнительном органе.

Существует определенный срок подачи документов без назначения штрафных санкций в размере от 5000 до 10000 рублей за нарушение срока подачи. Этот срок на сегодня составляет 7 рабочих дней (раньше этот срок был меньше – всего 3 дня, что было очень неудобно для оформления).

Варианты подачи заявления о смене директора:

  • лично заявителем в налоговый орган или в МФЦ;
  • почтовым отправлением (курьерской службой);
  • через нотариуса (с помощью ЭЦП нотариуса).

Электронно-цифровую подпись новый руководитель сможет получить в налоговом органе только после государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Срок, за который осуществляется государственная регистрация – 5 рабочих дней, в которые не входит день подачи документов в налоговую. По истечении этого срока регистрирующий орган выносит:

  • решение о регистрации (и тогда – директор может получать электронную подпись для сдачи отчетности и подачи документов для изменений в ЕГРЮЛ, а также уведомить свой банк и получать ключ для возможности проведения платежей);
  • решение о приостановлении регистрации на 1 месяц для проведения дополнительных проверочных мероприятий (в этом случае, несмотря на решение участников Общества, в выписке из ЕГРЮЛ будут видны данные освобожденного от должности директора ООО). Такое решение налоговый орган часто принимает в случае избрания на должность директора с иногородней пропиской. Как правило, в этот месячный срок налоговый орган вызывает директора для опроса. По истечении месячного срока, если налоговая не выявит нарушений по кандидатуре директора – сведения о новом директоре в ЕГРЮЛ будут отражены не текущей датой, а датой принятия решения о приостановлении регистрации;
  • решение об отказе (такое решение налоговая принимает только мотивированно из перечня отказов, перечисленных в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ. В этом случае участникам Общества придется либо обжаловать решение налогового органа, либо проводить новое собрание с той же повесткой дня о выборе другого кандидата на должность диретора ООО.)

Оформление кадровых документов при смене директора регламентируется ст. 84.1 ТК РФ:

  • приказ о снятии с должности предыдущего директора ООО подписывается им самим;
  • в трудовую книжку вносится запись об увольнении либо самим руководителем, либо лицом, имеющим на это полномочия;
  • в последний день работы бывшему директору выдается на руки трудовая книжка и производится расчет.

Передача дел при смене директора является необходимой процедурой. Вновь избранному директору ООО от прекратившего свои полномочия директора передаются имущество после проведения инвентаризации, документация по компании, включающая в себя учредительные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также печать, ключи, пароли, бланки и проч. Передача дел оформляется в виде акта приема-передачи.

Таким образом, смена директора в Обществе с ограниченной ответственностью является регламентированной процедурой, при которой нужно соблюсти ряд этапов, описанных в данной статье.

Эту процедуру можно провести самостоятельно либо привлечь для оформления юридическую компанию, что поможет избежать нарушения сроков, так как специалисты в этой области, как правило, знают все нюансы оформления документов, касающихся смены руководителя в ООО.

30 декабря 2022     Тэги: