Паспорт антитеррористической защищенности объекта

Паспорт антитеррористической защищенности объекта — это документ, в котором детально отражено, насколько и как охраняется предприятие и какие меры предусмотрены для защиты населения в чрезвычайных обстоятельствах. Оперативные службы используют эти сведения для предотвращения всевозможных угроз.

Что такое антитеррористический паспорт и зачем он нужен

Аббревиатуры для обозначения антитеррористического паспорта : АП, ПАБ, ПАЗО, АПО, ПАТЗ, ПБО.

Антитеррористический паспорт — это официальный документ, который носит информационно-справочный характер и свидетельствует о защищенности объекта. В нем отражаются технические и эксплуатационные характеристики здания и конкретного помещения. Также в паспорт безопасности заносится результат моделирования наиболее распространенных типов кризисных ситуаций, возможных в местах большого скопления людей.

В наши дни, когда велика вероятность совершения терактов, физическая охрана должна дополняться антитеррористической защитой. Сложно переоценить важность паспорта безопасности. До его оформления руководству предприятий и учреждений необходимо провести комплекс мер:

  • оценить степень угроз конкретного объекта;
  • выявить вероятность внештатных ситуаций, рисков для работающих на предприятии, жителей домов, расположенных поблизости;
  • продумать эффективные варианты защиты при развитии внештатных ситуаций.

Важно знать, какие антитеррористические мероприятия, кроме постовой охраны, необходимы в организации. К основным мероприятиям по антитеррористической защите относят:

  • Разработку должностных инструкций, назначение ответственных.
  • Выбор формы паспорта.
  • Обследование и категорирование сооружения комиссией.
  • Разработку и согласование паспорта.
  • Оснащение техническими средствами охраны объекта (видеонаблюдение, металлодетекторы, охранная сигнализация, пультовая охрана и т. п.)
  • Проведение инструктажей и тренингов для персонала во время эвакуации людей при угрозе или совершении теракта.
  • Заключение договора на охранные услуги с Росгвардией или ЧОП.
  • Организация дополнительного обучения людей, ответственных за защиту объекта от террористических атак.

Кто должен его оформлять

Антитеррористический справочник понадобится не любому объекту, а тем, которые относятся к местам массового пребывания граждан.

Для них потенциальная опасность терактов и других ЧС выше. Требования к антитеррористической защищенности утверждены в разных нормативных актах, в зависимости от назначения сооружений. В сфере образования их два: паспорт безопасности образовательного учреждения для школ и детсадов оформляют в соответствии с ПП № 1006 от 02.08.2019. В сфере науки и высшего образования — № 1421 от 07.11.2019. В остальных областях действуют другие постановления правительства:

  • административные здания, бизнес-центры — № 272 от 25.03.2015;
  • в сфере общепита (кафе, рестораны) — № 272 от 25.03.2015;
  • в здравоохранении (поликлиники, больницы, лаборатории, медицинские центры) — № 8 от 13.01.2017;
  • в области гостиничного бизнеса (в том числе отели, детские лагеря, дома отдыха и другие помещения для проживания людей) — № 447 от 14.04.2017;
  • в сфере торговли (в том числе магазины, торговые комплексы, ярмарки и рынки) — № 1273 от 19.10.2017;
  • в области культуры (театры, музеи, дома культуры, библиотеки и др.) — № 176 от 11.02.2017;
  • в области спорта (стадионы, спортзалы, бассейны и др.) — № 202 от 06.03.2015;
  • в социальной сфере — № 410 от 13.05.2016 и др.

Список сооружений, для которых такой документ обязателен, определяют государственные ведомства по специальным критериям (п. 2, 3 постановления правительства № 272 от 25.03.2015).

В целом, процедура разработки паспорта безопасности регламентируется Постановлением № 1265 от 14.07.2022 и № 2034 от 10.11.2022.

Образец паспорта антитеррористической защищенности объекта

Пошаговая инструкция по оформлению

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности лежит на собственниках или других правообладателях земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, в которых размещены объекты предпринимательской деятельности, а также на должностных лицах, непосредственно руководящих деятельностью работников объектов предпринимательства.

Для того, чтобы составить паспорт безопасности, необходимо выполнить ряд мероприятий:

Шаг 1. Издайте приказ о создании комиссии. Включите в него ответственного за пожарную безопасность, представителей ФСБ, МЧС, Росгвардии.

приказ

Шаг 2. Направьте копию приказа с сопроводительным письмом в ФСБ, МЧС и Росгвардию с просьбой о предоставлении сотрудников для участия в комиссии.

письмо

Шаг 3. Разработать акт категорирования объекта и провести его обследование. Для этого согласуйте с участвующими представителями дату и время осмотра. По итогам осмотра участники комиссии готовят заключения об антитеррористической защищенности, выявляют степень и характер возможных угроз, определяют действия для предотвращения угрозы жизни людей.

акт

Шаг 4. Присвоение категории опасности. На основании подготовленных заключений объекту присваивают одну из установленных законодательством категорий по количеству посетителей. Категорию указывают в акте, который составляет комиссия в двух экземплярах.

Шаг 5. На основании присвоенной категории оформляют паспорт на объект. Его готовят по утвержденной форме.

Шаг 6. Согласование документа с представителями ведомств, участвовавших в осмотре. На согласование отведено от 30 дней.

Шаг 7. Направление экземпляров документа в контролирующие органы. По одному экземпляру необходимо отправить в ведомства, участвовавшие в осмотре.

Ответственность за отсутствие паспорта

Эксплуатация объекта, для которого разработка паспорта антитеррористической защищенности является обязательной, без этого документа является административным правонарушением. Оно наказывается денежным штрафом, величина которого зависит от статуса нарушителя.

  • Частное лицо штрафуется на 3-5 тысяч рублей,
  • Должностное лицо — на 30-50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.
  • Организация наказывается на сумму от 100 до 500 тысяч рублей.

Избежать правонарушений можно заказав паспорт антитеррористической защищенности в нашей компании.

Когда нужно актуализировать паспорт

В соответствии с действующим законодательством актуализация паспорта безопасности объекта проводится в нескольких случаях:

  • при изменении организационно-правовой формы, наименования и типа объекта паспортизации, организации охраны и защиты предприятия, а также изменения его оснащения техническими средствами обеспечения безопасности;
  • при смене основного назначения;
  • изменении общей площади и границ здания (территории);
  • при появлении новых угроз террористического характера;
  • в случае возведения в границах учреждения либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов;
  • по истечению срока действия паспорта.

По действующему законодательству актуализация паспорта безопасности объекта проводится в порядке, который установлен для его разработки. Другими словами, при наступлении вышеуказанных обстоятельств, требуется повторно организовать процедуру обследования и категорирования объекта, а также разработать и согласовать документ в компетентных органах. Стоит отметить, что актуализация паспорта антитеррористической безопасности с повторным согласованием с территориальными подразделениями МЧС, Росгвардии и ФСБ, требуется не во всех случаях, это зависит от нормативно-правового акта по которому был изготовлен документ.

Порядок актуализации паспорта безопасности

При наступлении описанных выше обстоятельств необходимо повторно провести обследование и категорирование объекта, разработать новый документ и согласовать его в ответственных органах – территориальных подразделениях МЧС, Росгвардии, ФСБ и прочих требуемых структурах.

Принципы актуализации паспорта безопасности:

  • осуществляется в порядке его разработки;
  • категория объекта или территории должна быть подтверждена или изменена;
  • старый ПБ должен храниться на объекте в течение 5 лет.

Как правильно внести изменения в актуальный паспорт безопасности

В случае если в документ вносятся незначительные изменения, которые не подразумевают собой актуализацию:

  • правки указываются в листе учета корректировок;
  • фиксируются причина изменений, дата, номера страниц, на которых изменилась информация;
  • отправляется уведомление в согласующие органы – в течение 3 дней.

Следить за актуальностью паспорта безопасности – ответственность собственника объекта. Обратиться за помощью в его получении или обновлении можно в нашу компанию. Это всегда быстрее, проще и эффективнее, чем разбираться с нюансами законодательства и отдельных процедур самостоятельно.

Сколько стоит оформление и внесение изменений в паспорт безопасности

Стоимость разработки паспорта безопасности объекта «под ключ» — от 55000 рублей.

Разработка паспорта безопасности «под ключ» включает в себя: подготовку приказов, писем, инструкций; разработку акта категорирования и паспорта безопасности; взаимодействие с органами государственной власти.

Стоимость внесения изменений в паспорт безопасности зависит от того, какие именно изменения будут в вашем антитеррористическом паспорте.

Если же речь идет об изменениях, которые подразумевают актуализацию данных, то стоимость составляет от 55000 рублей – как при разработке нового паспорта безопасности.

Что делать, если произошло ЧП

Если в вашей организации случилось происшествие – произошел теракт, вы нашли подозрительный предмет, то не стоит поддаваться панике.

Во-первых, о случившемся необходимо сообщить руководителю организации.

Во-вторых, руководитель или любой сотрудник при его отсутствии должен позвонить в органы полиции по номеру 02 или с мобильного телефона 102 либо 112 (единая служба).

В-третьих, необходимо сообщить ФИО сотрудника, дату, время и место совершения происшествия. Также следует подробно описать обстановку.

Параллельно на объекте необходимо начать эвакуацию людей, никого не впускать и обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников правоохранительных органов на объект.

20 марта 2023     Тэги: