Структурирование бизнеса

Эффективная деятельность налогового органа вынуждает бизнес искать легальные инструменты,позволяющие сделать налоговую нагрузку посильной.

В настоящее время подавляющему большинству предпринимателей становится ясно, что время «бумажной» оптимизации НДС прошло. Электронные ресурсы, начавшие свою работу в 2015 году, (например, такие как АИС «НАЛОГ-3», АСК НДС-2,) доказали свою должную эффективность. Использование налогоплательщиками фирм-однодневок для оптимизации НДС и налога на прибыль уже без особого труда выявляется налоговым органом, в целом качество работы налогового органа с каждым годом растёт. На сегодняшний день оптимизация через однодневки — это лишь отсрочка по уплате налогов, причем учитывая повышенный размер пени и штраф в размере от 20 до 40% от суммы недоимки, а также риск привлечения к уголовной ответственности – очень дорогая отсрочка. Отсрочка, потому что налоговая рано или поздно заставит этот налог заплатить, либо в рамках контрольных мероприятий (камеральные и выездные проверки) либо путем дачи настоятельных рекомендаций уточнить свои налоговые обязательства, пригрозив всё той же налоговой проверкой.

Еще ситуация для налогоплательщиков усугубляется тем, что с 2017 года заработала новая концепция налоговой политики – борьба с искусственным дроблением бизнеса. На что раньше налоговая смотрела сквозь пальцы (создание нескольких компаний с целью уложится в лимиты по специальным налоговым режимам, формально созданные безНДСные рукава продаж, ИП — управляющие, организации якобы оказывающие услуги) теперь оказалось под запретом.

Эффективная деятельность налогового органа вынуждает бизнес искать легальные инструменты,позволяющие сделать налоговую нагрузку посильной. Кроме того практика показывает, что размер налоговой нагрузки это не единственная головная боль собственников организаций. Для собственников наиболее важны также вопросы защиты заработанных активов, должной управленческой эффективности и качественное урегулирование отношений между собственниками компании. Поскольку вышеобозначенные вопросы тесно переплетены между собой, то лучше всего они решаются в рамках комплексных проектов по структурированию бизнеса.

Выбрать определенные инструменты, которые будут применены при создании новой структуры бизнеса можно только после глубокого погружения содержание текущей организационной структуры предприятия, исторических аспектов ее формирования и существующих на сегодняшний день бизнес-процессов, целей собственников по развитию бизнеса. Именно такой подход позволяет наложить на существующие в бизнесе процессы новую правильную организационную структуру, иной подход к разработке новой структуры бессмысленен. Поскольку всё, что делается формально (только на бумаге) с единственной целью сэкономить на налогах противоречит закону. Экономия на налогах должна являться определенным побочным финансовым эффектом.

Только после проведения анализа текущего состояния, можно понять какие функциональные звенья будут составлять новую структуру группы компаний, и какие режимы налогообложения они будут применять. Например, такими основными составляющими могут быть: хранитель активов, производственная компания, торговый дом, компания, оказывающая услуги (транспортные, бухгалтерские, юридические, маркетинговые и т.п.). Сразу скажу, что каждая из компаний в новой орг структуре должна быть самостоятельной и самодостаточной. После определения организационной структуры группы компаний нужно определиться с организационно-правовой формой каждого из субъектов, которые будут осуществлять деятельность. Это очень важный этап создания новой структуры, потому что от выбора организационно-правовой формы напрямую зависит, в том числе и налоговая нагрузка. Например, оптовую торговлю можно вести как от имени общества с ограниченной ответственностью, так и от имени индивидуального предпринимателя, оба субъекта вправе применять общую систему налогообложения. Система налогообложения одинаковая, а ставки налогов разные.

Например, для того чтобы участнику ООО легальным путем получить в свое распоряжение прибыль заработанную предприятием нужно заплатить следующие налоги: НДС 20%, налог на прибыль 20% и НДФЛ с дивидендов в размере 13%(15% с суммы прибыли превышающей 5 млн). А ИП в такой ситуации заплатит НДС 20% и НДФЛ 13%(15% с суммы прибыли превышающей 5 млн). Таким образом, выбор в пользу ИП позволяет легально сэкономить значительную сумму, в финансовом плане преимущество ИП наиболее очевидно.

Часто у предпринимателей возникает возражение: «ИП отвечает всем своим имуществом». Да, ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом, но учитывая поправки, вносимые с 2017 года в законодательство о банкротстве, можно сказать, что ответственность ИП и директора общества с ограниченной ответственностью практически уровнялась. Наверняка каждый из директоров и собственников бизнеса слышал такое понятие как субсидиарная ответственность? Так вот количество дел, которые заканчиваются привлечением перечисленных лиц к субсидиарной ответственности растет с каждым годом. Соответственно, важное преимущество ООО, которое заключалась в ограниченной ответственности участника исчезает.

Следующий пример, лицо, впервые зарегистрированное в качестве ИП, занимающееся производственной деятельностью и применяющее упрощенную систему налогообложения вправе в течение первых двух налоговых периодов применять нулевую ставку, т.е. легально получить полное освобождение от уплаты налога с доходов. Льготы существуют не только для производственного сектора, но также и для ряда иных отраслей. Важно знать о существующих налоговых льготах ведь, отслеживать информацию о появлении новых льгот, т.к. они являются значительным финансовым подспорьем.

Не нужно забывать, что ООО и ИП это не единственные формы организации бизнеса. Например, существуют еще непубличные акционерные общества. Данная форма интересна тем, что она позволяет организовать прикрытое владение бизнесом. Информация об акционерах в отличие от участников ООО не является публичной и не подлежит раскрытию третьим лицам. Данная орг. форма идеально подходит для ситуаций когда бенефициар не желает чтобы третьи лица, например, конкуренты знали что он владеет данным юридическим лицом.

После выделения функциональных звеньев и определения организационных форм каждого из субъектов нужно определиться с договорными конструкциями, связывающими субъектов между собой. Это могут быть как традиционные договоры поставки, аренды, подряда, так и договоры подряда из давальческого сырья, договоры простого товарищества, управления и передачи функций единоличного исполнительного органа, услуг хранения и др.

На данном этапе также целесообразно уделить внимание вопросу должного документального закрепления отношений между собственниками бизнеса. Например, на данном этапе нужно получить ответы на следующие вопросы: возможен ли выход из бизнеса одного из участников без выхода остальных, возможен ли вход в бизнес бывших супругов и наследников? Ответы на данные вопросы находят отражение в уставе. Это очень важные вопросы, поскольку выход участника из общества по заявлению влечет необходимость выплаты ему обществом действительной стоимости доли, что в свою очередь может полностью парализовать бизнес. Вход в бизнес бывших супругов и наследников может таить в себе не меньшую угрозу. Это только несколько вопросов для примера, на самом деле этих вопросов несколько десятков, просто не каждый из собственников бизнеса задумывается документально на берегу закрепить хотя бы основные договоренности со своими партнерами.

Вопросы по порядку принятия значимых для предприятия решений, возможно, отразить в корпоративном договоре. Документ крайне полез для обществ, состоящих из двух участников с долями 50% на 50%, т.к. в случае возникновения корпоративного конфликта между собственниками деятельность организации может быть блокирована, либо лидирующую позицию займет тот собственник, которому подчиняется директор.

Пройдя вышеуказанные этапы и посчитав общий финансовый результат, налоговую нагрузку, при работе в новой модели нужно правильно и с минимальными финансовыми издержками перейти к ней.

При переходе на новую модель нужно принимать во внимание льготы предоставленные законом. Например, если согласно графику реструктуризации стоит цель перевести недвижимое имущества с ООО на физическое лицо (ИП), то нужно обязательно проверить срок владения участником долей в этом ООО. Если срок владения долей составляет более 5 лет, то участник вправе выйти из Общества получив действительную стоимость доли данным имуществом. Налога у вышедшего из общества участника с полученного дохода не возникнет, поскольку он владел долей более 5 лет. Если срок владения менее 5 лет, то нужно выбирать иные механизмы.

План перехода на новую модель требует четкой проработки и как показывает практика, проработка плана является не менее сложным этапом проекта по структурированию бизнеса, чем
разработка самой новой модели. После выработки плана необходимо следовать к его качественной реализации.

27 апреля 2021     Тэги: