Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы

Сама идея самозанятых граждан родилась в рамках национального проекта по поддержке предпринимательской инициативы. Суть в том, что налоговый орган планирует увеличение предпринимателей в РФ к 2024 году до 25 миллионов человек. На данный момент (май 2019 года) в РФ 19,2 миллиона индивидуальных предпринимателей. То есть к 2024 году должен быть прирост на 5,8 миллионов человек. Из этой цифры 2,4 миллиона планируется прироста за счет выхода из тени самозанятых граждан.

С 01 января 2020 года согласно опубликованному Минфином законопроекту, расширяется список регионов, присоединяющихся к эксперименту, а именно:

  1. Санкт-Петербург
  2. Воронежская область
  3. Волгоградская область
  4. Ленинградская область
  5. Нижегородская область
  6. Новосибирская область
  7. Омская область
  8. Ростовская область
  9. Самарская область
  10. Сахалинская область
  11. Свердловская область
  12. Тюменская область
  13. Челябинская область
  14. Красноярский край
  15. Пермском край
  16. Ненецкий автономный округ
  17. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  18. Ямало-Ненецкий автономный округ
  19. Республике Башкортостан

Хотелось бы обратить внимание, что данный законопроект ещё не стал законом и его рассмотрение планируется в декабре.

 

Ниже мы собрали ответы на часто встречающиеся вопросы по самозанятым гражданам:

  1. Постановка на учет: где и как?

Постановку осуществляется по месту жительства лица в любом из регионов, участвующих в эксперименте. При этом на территории субъекта (например города Новосибирска) самозанятый может подать уведомление в любую налоговую, обслуживающую физических лиц.

Форма уведомления размещена на сайте nalog.ru. Никакого свидетельства или листа записи не выдается. Налоговый орган проставляет на уведомлении отметку о принятии и это и будет являться документов, подтверждающим статус самозанятого гражданина.

  1. Какую отчетность нужно вести и сдавать в налоговую?

Все действия самозанятых производятся через приложение «Мой налог», которое выдает электронные чеки и направляет отчет в налоговый орган. Дополнительно ничего сдать не нужно.

  1. Если я стану самозанятым, на какую сумму выбивать чеки?

Частый вопрос в том, что в любой деятельности есть расходная часть. В данном случае расходы гражданина не учитываются. То есть если клиент оплатил за ваши товары или услуги 4 000 рублей, при этом вы потратили на изготовление товара 1 000 рублей, чек выбивается и, соответственно, налог платится с 4 000 рублей.

  1. Я стал самозанятым, что с кредитом, какие справки можно отдать в банк?

Приложение «мой налог» формирует справку о доходах для самозанятого. Именно эту справку можно предоставить в банк. Налоговики рекомендуют банка принимать такие справки (письмо ФНС России №ЕД-4-20/18515 от 13 сентября 2019 г.)

  1. Я работаю и по вечерам занимаюсь оказанием услуг. Можно ли быть самозанятым и наемным работником одновременно?

Закон этого не запрещает. Только есть две важные оговорки:

  • Нельзя оказывать услуги действующему работодателю;
  • Прошлому работодателю, если вы уволились менее двух лет назад.

Безусловно, вопросов и неопределённостей ещё очень много, и остаётся только ждать вступления в силу закона в его последней редакции. В люмом случае, актуален совет: за любыми разъяснениями и советами обращайтесь к профессионалам.

Читать еще

Являются ли детские спортивные клубы образовательными организациями
Многие детские спортивные клубы, школы спорта и иные клубы физической...
24 января    #Лицензирование
Списание безнадёжных долгов
Небольшая памятка о том, в каких случаях налог на прибыль нельзя...
17 января    #Бухгалтерия