Главная > Блог > Взгляд со стороны: агентская схема взаимоотношений

Взгляд со стороны: агентская схема взаимоотношений

28.7.2017

Не секрет, что для расширения территории распространения своих товаров торговые и производственные организации нередко используют агентский договор.

В настоящее время, выбирая агентскую схему взаимоотношений, большое внимание нужно уделить не только распределению прав и обязанностей по договору между агентом и принципалом, но и также проработке деловой данных отношений.

Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Если агент действует от своего имени, то к отношениям применяются положения о договоре комиссии. В данном случае агент самостоятельно ведет переговоры от своего имени, заключает договоры. В договоре даже не обязательно указывать, что лицо действует как агент.

К ситуации, когда агент действует от имени принципала, применяются правила договора поручения. В данной ситуации принципал обязан выдать агенту доверенность.

Плюсом агентского договора является, то, что в нем можно полностью предусмотреть принципы продвижения агентом товаров на рынке, стандарты рекламы, обслуживания клиентов и т.д., а также ответственность за нарушение данных стандартов.

Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение агента, определять условия его увеличения и уменьшения размера в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач.

Налогообложение и документооборот

При передаче товара принципалом на реализацию агенту его собственником до момента отчуждения конечному покупателю является принципал. Агент же, принимаю товар на реализацию, действует от своего имени, но за счет принципала, соответственно именно на агента возложена обязанность выставления покупателям счетов-фактур (в случае если принципал находится на ОСНО). Применяемая агентом система налогообложения не изменяет этой обязанности. Источником формирования налогооблагаемой базы агента является только его вознаграждение, полученное от принципала.

В свою очередь при исчислении принципалом налога на прибыль и НДС должна учитываться вся выручка от реализации, т.к. продажа осуществляется все-таки принципалом хоть и с привлечением посредника.

Счета-фактуры, выставленные агентом своим покупателям не регистрируются им в своей Книге продаж, а передаются принципалу вместе с Отчетом агента и учитываются уже принципалом.

Принципал вправе установить цену ниже, которой агент не вправе реализовывать товар конечным покупателем. В случае если товар продается по более высокой цене, то выгода делится между сторонами согласно условиям договора.

Взгляд налоговой на агентские отношения

Не стоить забывать, что налоговой хорошо известен агентский договор как инструмент оптимизации налогов, при котором разделение функций принципала и агента происходит формально, с единственной целью – оптимизацией налогов с доходов.

Агентская схема с большой вероятностью привлечет внимание налоговой в случаях:

- отсутствие у агента необходимых ресурсов и компетенции;

- агентом выступает иностранная организация;

- агент применяет специальный налоговый режим.

Основные требования к подтверждению реальности агентских отношений:

Подтверждением деловой цели заключения договора и реальности агентских отношений может являться, например:

1) Расширение рынка сбыта

Невозможность охвата данной территории принципалом самостоятельно.

2) Наличие у агента ресурсов позволяющих вести реальную деятельность. У проверяющих органом не должно возникнуть сомнений, что работа за агента выполняется на самом деле принципалом. Следовательно, у агентов должны быть свои сотрудники, необходимая материальная база позволяющая оказывать услуги по договору. Вести с покупателями переписку по вопросу сотрудничества должен именно агент.

3) Оформление агентом подробных Отчетов об исполнении договора. Содержание отчета должно соответствовать фактическим отношениям Сторон. Ни в коем случае нельзя включать в отчет клиента, который уже ранее работал с принципалом напрямую.

Подводя итог, приходим к выводу, что, агентский договор, как и другие договорные конструкции, перед их применением должен быть всесторонне проанализирован как со стороны удобства применения в конкретном бизнесе, так и с точки зрения возможных вопросов со стороны фискальных органов.

К списку новостей

Перезвоним и проконсультируем

Назовём расценки, поможем подобрать подходящие услуги, ответим на любые вопросы!

Заполните все поля
Письмо отправляется
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных