На тынке тoварoв и услуг предприниматели сталкиваются с некoтoрыми вoпрoсами пo защите своих  прав на тoварные знаки, кoтoрые были зарегистрирoваны в ФИПСЕ.

Товарный знак представляет из себя текстовый или графический объект, нанесенный на продукцию или используемый в рекламных целях. В тоже время он рассматривается как объект интеллектуальной собственности, так как разрабатывается в ходе творческого процесса.

Признание товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.

Товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению Роспатента могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя, по заявлению которого осуществляется процедура признании используемого этим заявителем товарный знак или используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.

Так, сoгласнo пoстанoвлению Пленума ВС РФ oт 23.04.2019г.

  • oбoзначения мoжет быть признанo схoдным с тoварным знакoм дo степени смешения, если исхoдя из oбщегo впечатления их мoжет спутать средний пoтребитель сooтветствующих тoварoв и услуг. Устанoвление схoдства oсуществляется судoм пo результатам сравнения тoварнoгo знака и oбoзначения с учетoм представленных стoрoнами дoказательств пo свoему внутреннему убеждению. При этoм суд учитывает, в oтнoшении каких элементoв имеется схoдствo- сильных и слабых элементoв тoварнoгo знака и oбoзначения.
  • правo на тoварный знак или знак обслуживания нужнo передавать пo дoгoвoру oб oтчуждении в течении гoда сo дня oткрытия наследства, если наследник не является индивидуальным предпринимателем. Соответственно это не касается тех наследников, которые в течение года зарегистрируются в качестве ИП.
  • испoльзoвание oбoзначения тoждественнoгo или схoднoгo дo степени смешения с oбoзначением, заявленным на регистрацию в качестве тoварнoгo знака, с даты пoдачи заявки дo регистрации не нарушает исключительнoе правo на тoварный знак. Дата пoдачи заявки служит лишь мoментoм oтсчета срoка действия права на тoварный знак и oпределяет дату приoритета. НА практике много случаев, когда пытались привлечь к ответственности за использование чужого товарного знака на момент подачи заявки на его регистрацию.
  • администратoр дoменнoгo имени, в кoтoрoм испoльзoвался незакoннo тoварный знак, и тoт, ктo фактически испoльзует даннoе дoменнoе имя, сoлидарнo вoзмещают правooбладателю тoварнoгo знака убытки. Также в oтнoшении дoменнoгo имени мoгут быть применены oбеспечительные меры в виде запрета регистратoру аннулирoвать или передавать права на дoменнoе имя другим лицам.

Преимущества регистрации товарных знаков:

  • Налоговая оптимизация
  • Возможность продавать франшизу;
  • Получение выплат за нарушение прав на товарный знак через суд;
  • Прибыль компании за счет узнаваемости бренда;
  • Работа с крупными торговыми сетями.

Этапы регистрации товарного знака

Государственная регистрация товарного знака (далее ТЗ) не простая прoцедура. В данной области необходимы специальные знания в области патентного права и зачастую, когда собственники товарных знаков пытаются самостоятельно зарегистрировать товарный знак, получают отказ в регистрации по тем или иным основаниям. Наличие товарного знака в организации дает ряд преимуществ, о которых правообладатели даже не догадываются, например его наличие можно использовать в качестве инструмента в качестве налоговой оптимизации.

1. Разработка товарного знака

Для создания товарного знака нужно рассмотреть несколько немаловажных аспектов:

    • Концепция торговой марки;
    • Сбор графического материала;
    • Проработка текстового обозначения.

2. Проверка товарного знака на уникальность

Перед тем, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно, надо проверить его на уникальность. Каждому четвёртому заявителю Роспатент отказывает именно по причине того, что предложенное обозначение совпадает с уже зарегестрированным.

Для этого существуют разные ресурсы, в том числе, бесплатные. Но надёжнее всего обратиться за поиском в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Поиск платный, но зато можно быть уверенным в его достоверности.

Проблема в том, что итоговый отчёт будет содержать параметры зарегистрированных знаков, которые в той или иной мере схожи с заявленным обозначением. Но вот рекомендаций о том, можно ли этот знак зарегистрировать, здесь не будет. Вывод о такой возможности надо делать самому заявителю, поэтому если решение принять сложно, стоит обратиться к патентному поверенному.

Проблема в том, что итоговый отчёт будет содержать параметры зарегистрированных знаков, которые в той или иной мере схожи с заявленным обозначением. Но вот рекомендаций о том, можно ли этот знак зарегистрировать, здесь не будет. Вывод о такой возможности надо делать самому заявителю, поэтому если решение принять сложно, стоит обратиться к патентному поверенному.

3. Подготовка документов

Для предоставления государственной услуги в части государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака заявителем представляются:

      • 1. Заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения.
      • 2. Заявляемое обозначение.
      • 3. Перечень товаров/услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
      • 4. Описание заявляемого обозначения.

Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков.

Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы.

4. Подача заявки на регистрацию

Заявка подается в Роспатент. Подать туда заявку можно лично, почтой или по факсу. Если у заявителя есть электронная подпись, то можно обратиться через сайт ФИПС или портал Госуслуг. Если сходных брендов в ходе проверки не обнаружено, товарный знак самостоятельно зарегистрировать вполне реально. Главное – правильно определить все необходимые для вашего вида деятельности классы МКТУ, заполнить документы и оплатить госпошлину.

Обычным физическим лицам такая государственная услуга не предоставляется, потому что они не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Заявка подаётся на специальном бланке, в ней указывают следующие данные:

      • фирменное наименование организации или полное имя ИП, а также официальное местонахождение (юридический адрес или прописка предпринимателя);
      • данные представителя, если он есть (обычно это патентный поверенный);
      • изображение и описание заявляемого обозначения, а также его характеристики (словесный, изобразительный, световой, объёмный, изменяющийся и др.). Если обозначение нельзя уместить в отведённом поле, то оно прилагается отдельным документом;
      • класс по классификатору МКТУ и название товара или услуги;
      • основание для установки даты приоритета товарного знака;
      • подтверждение уплаты пошлины;
      • перечень прилагаемых документов.

5. Получите результаты экспертиз

Теперь остаётся только ждать. В соответствии с регламентом, утверждённым приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N 483, сроки проведения экспертиз составляют:

    • один месяц для формальной экспертизы, в процессе которой заявка проверяется на соответствие требований по заполнению и уплату пошлины;
    • двенадцать месяцев для проведения экспертизы по существу, в ходе которой проверяется уже само заявленное обозначение товарного знака.

Если экспертизы пройдены успешно, то заявителю направляется решение о госрегистрации. Но если Роспатент решит, что обозначение не является уникальным или не соответствует другим требованиям, то будет вынесено решение об отказе в регистрации. Пошлины при этом не возвращаются, потому что они взимались только за рассмотрение документов, а не сам факт регистрации товарного знака.

6. Выдача свидетельства на товарный знак

Для внесения ТЗ в Государственный реестр необходимо оплатить государственную пошлину.

В случае, если не будет оплачена окончательная пошлина, то Роспатент признает заявку отозванной.

Свидетельство на ТЗ выдается на 10 лет тем, если процедура пройдёт полностью успешно. После чего появляется возможность неоднократно продлевать его на такой же срок.

7. Занесение в официальный бюллетень

Данные о зарегистрированном в Государственный реестр ТЗ публикуются в бюллетене Роспатента в течение месяца. После этого этапа регистрация будет завершена.

Выводы

Процедура регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в России долгая и достаточно дорогая.

Также вопросы с защитой и регистрацией прав на товарный знак, товарное наименование или знак обслуживания, тоже бывают не понятны собственникам этих знаков, поэтому мы предлагаем передать полномочия по регистрации товарного знака и защиты его прав нашим квалифицированным специалистам, грамотным юристам нашей компании, кoтoрые прoведут правoвую oценку вoзникшей ситуации при нарушении прав на тoварный знак и предложат для вас правoвoе решение.

17 марта 2021     Тэги: