С 15 ноября 2015 года на территории РФ введена система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в счёт возмущения ущерба, который причиняется бесплатным федеральным автодорогам при движении, названная «Платон» (Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191).

Оператор системы «Платон» — коммерческая организация «РТ-Инвест Транспортные Системы», аккумулирующая денежные средства со всех крупнотоннажных грузовиков за проезд по федеральным трассам (за исключением платных). Собранную за совершенные поeздки плату, оператор системы должен ежедневно перечислять в доход федерального бюджета. В дальнейшем эти средства направляются на ремонт и строительство федеральных дорог.

Для владельцев транспортных средств установлена обязанность по регистрации грузовиков в системе, после чего открывается лицевой счет. Зарегистрироваться в системе «Платон» можно, на официальном сайте.

Система «Платон» предусматривает два варианта расчета платы.

Вариант 1. При помощи бортового устройства. Оно устанавливается и «привязывается» к конкретному грузовику. С его помощью по навигационным системам определяется путь грузовиков и автоматически рассчитывается плата. Устройство предоставляется владельцу грузовика в безвозмездное пользование.

Вариант 2. При оформлении маршрутной карты, которая оформляется бесплатно в личном кабинете, мобильном приложении или в центре поддержки пользователей системы «Платон».

При проезде грузовика по федеральным бесплатным трассам, оператор автоматически списывает плату с лицевого счета.

Полученные в системе «Платон» бортовые устройства, в бухгалтерском учёте отражаются на отдельном забалансовом счете – например, 015 «Бортовое устройство системы Платон» по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования или в условной оценке (1 руб. или 1 тыс. руб.), если стоимость устройства не указана в договоре.

На налоговый учет получение и использование бортового устройства не влияют, так как рыночная стоимость аренды прибора равна нулю (вне системы «Платон» он не используется). Следовательно, дохода у предприятия, получившей устройство в безвозмездное пользование, не возникает.

Получение маршрутной карты не отражается в бухгалтерском и в налоговом учете. Маршрутная карта служит подтверждением маршрута планируемой поездки, расчёта платы за пользование федеральными дорогами в рамках этого маршрута и является дополнительным элементом контроля за списанием потреблённого топлива у предприятия.

Оператор системы «Платон» не выставляет счета с расчетом платы за проезд по федеральным дорогам.

Для подтверждения расходов за использование системы «Платон», транспортной компании необходимо делать распечатку (детализацию) в личном кабинете системы или в центре поддержки клиентов. Распечатка будет являться документальным подтверждением платы, списанной с лицевого счета за проезд конкретного грузовики за определённый период. Распечатка должна быть заверена подписью лица, ответственного в организации зa совершение хозяйственной операции.

Подтверждением деловой направленности поездки и обоснования списания расходов на использование системы «Платон» также является путевой лист автомобиля и маршрутная ana.

Данные о пройденном транспортным средством пути, содержащиеся в путевом листе и маршрутной карте системы Платон, должны соответствовать.

Для целей бухгалтерского учёта плата за проезд учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов.

В налоговом учёте расходы по пользованию системой «Платон» учитываются в составу прочих расходов на основании п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 27.11.2015 № 19-02-05/7/69769).

Плата за возмещение вреда не является налоговым платежом, учет необходимо вести на счету 76 «Расчёты с разными кредиторами и дебиторами» на отдельном субсчету.

При ошибочном списании средств с лицевого счета, не обоснованно списанные суммы платы в расходах не признаются, в таком случае оператору системы выставляется претензия.

Статьёй 12.21.3 КоАП РФ, предусмотрен административный штраф, налагаемый на собственников транспортных средств в размере пяти тысяч рублей за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по aвтомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы.

Читать еще

Как защитить свои права на товарный знак. Обзор законодательства и судебной практики
На тынке тoварoв и услуг предприниматели сталкиваются с некoтoрыми вoпрoсами...
21 февраля    #Лицензирование
В марте 2021 года в России заработает внесудебный порядок банкротства гражданина
Законопроект о появлении такого порядка банкротства гражданина принят государственной думой...
18 февраля    #Судебная практика