В 2016 году в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были приняты поправки, позволяющие исключать юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 указанного закона).

Такая ликвидация получила в обиходе название административной ликвидации, т.к. фактически это осуществление ликвидаций организаций по административному решению уполномоченного на то органа. Крайне противоречивая и неоднозначная статья закона в юридическом сообществе.

На момент принятия изменений в закон в части возникновения этой статьи единый государственный реестр юридических лиц был переполнен организациями только числящимися и по сути давно прекратившими свою деятельность. Ликвидация компаний по действующему законодательству процесс долгий и для многих дорогостоящий. Законотворцы оперировали именно этим положением дел и создавали эту норму как раз для того, чтобы можно было законно и безболезненно почистить реестр и убрать все недействующие компании, не привлекая для этого учредителей и участников юрлиц.

Были определены признаки недействующих лиц: отсутствие операций по счетам и не сдача отчетности в течение одного года. Список признаков статьей установлен как исчерпывающий и действующий только в сочетании обоих пунктов . Также прописано, что при наличии у юрлица записи в ЕГРЮЛ о недостоверности каких-либо сведений о нем в течении 6 месяцев или отсутствие средств на ликвидацию тоже может быть причиной административной ликвидации компании.

Таким образом, налоговые органы наделили правом ликвидировать юридические лица, попадающие под указанные признаки. Но именно правом. Налоговая в праве исключить лицо, попадающее под вышеперечисленные пункты, но это не является его обязанностью.

По истечении законодательно указанных сроков регорган обязан разместить объявление в «Вестнике государственной регистрации» о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ. У заинтересованных лиц есть три месяца для обжалования указанного решения, после чего организация будет ликвидирована. И…понеслось!

Уже за первый 2017 год действия статьи реестр юрлиц «похудел» почти наполовину. И эта деятельность активно продолжается и по сегодняшний день. Получается, норма действующая, оправданная и приносящая реальную видимую пользу. Но при этом перечень лиц, который попадает под «зачистку» до сих пор не поддается никакому алгоритму или анализу. Наравне с организациями, которые действительно давно не работают, исключают из реестра рабочие компании, а иные организации, которые мертвым грузом «висят» в реестре уже десятилетиями, все так же продолжают там «висеть». Реальные компании в процессе деятельности узнают, что поставленными налоговыми органами на исключение из реестра или, хуже того, уже исключены. А организации без средств на существование и на законное закрытие не могут инициировать процесс ликвидации в административном порядке, потому что он просто не предусмотрен законодательно. Перед исключенными из реестра на самом деле действующими компаниями дальше встает вопрос о восстановлении своего статуса рабочей организации. Также четких инструкций нет. Юрлицам приходится обращаться в суд, где тоже нет алгоритмов и норм, на которые можно опираться организациям и судьям при защите своих интересов и вынесении решений соответственно.

Ну и конечно нельзя не сказать про участников и руководителей ликвидированных таким образом компаний. Данные лица в течение трех лет с момента административной ликвидации не могут выступать учредителями новых компаний, становиться участниками действующих организаций, быть назначенными (избранными) руководителями. Мера наказания определена. Но законодательно не предусмотрено никакого способа для исправления возникшей ситуации. А это коммерческая деятельность, одна из основных статей пополнения бюджета. Т.е. закон ни то что не предусмотрел какого-то штрафа, который мог бы пополнить бюджет и дисциплинировать плательщика, но еще и ограничивает его право на дальнейшее занятие предпринимательством, в результате чего бюджет опять-таки недополучит платежей по налогам.

Вот и получатся, как получается: одно лечим, другое калечим. Хорошая по сути идея по избавлению ЕГРЮЛ от «мертвых душ» для очень большого числа компаний обернулась новыми заботами, затратами и поисками путей обхода.