Ликвидация ООО


Ликвидация – официальное прекращение деятельности предприятия, как юридического лица, с передачей или продажей имущества и погашением долгов в установленном порядке. Ликвидация ООО может производиться добровольно, по решению учредителей либо принудительно, по решению суда.

Основания добровольной ликвидации

  • достижение поставленных целей или окончание срока, на который была создана организация;
  • потеря интереса собственников к деятельности организации;
  • разногласия между владельцами бизнеса;
  • низкая рентабельность, убыточность бизнеса;
  • налоговые риски, связанные с ошибками в ведении бухгалтерского учета или недобросовестными контрагентами;
  • появление признаков банкротства компании;

В пакет услуг входит

  • подробная консультация юриста, бухгалтера, аудитора по вопросу ликвидации;
  • консультация по составлению ликвидационной отчетности;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации юридического лица;
  • подготовка полного пакета документов для регистрирующего органа на всех этапах ликвидации юридического лица;
  • подача и получение комплекта документов в регистрирующем органе;
  • сопровождение в налоговой при сдаче/получении документов;
  • предварительная запись к нотариусу в любое удобное для Вас время

Мы также готовы оказать помощь по следующим направлениям

  • составление ликвидационного баланса;
  • восстановление, при необходимости, бухгалтерского учета и отчетности;
  • оценка налоговых рисков;
  • выведение имущества юридического лица;
  • защита интересов в суде;
  • консультации по завершению трудовых отношений в соответствии с трудовым законодательством

Скачать памятку по ликвидации

Решение за четыре шага
Консультация специалистов
Составление плана ликвидации
Подготовка пакета документов
Запись о ликвидации в ЕГРЮЛ

Этапы процедуры ликвидации

  1. Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации:

  • для ООО — это общее собрание участников;
  • в акционерных обществах — общее собрание акционеров;
  • в некоммерческих организациях — общее собрание членов организации

Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

На общем собрании участники обсуждают следующие вопросы:

  1. Принятие решение о ликвидации, с обязательным указанием причины;
  2. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора, избрание председателя ликвидационной комиссии. В состав комиссии, как правило, включают руководителя, главного бухгалтера и юриста. Также по желанию, в ликвидационную комиссию могут быть включены представители учредителей организации.
  3. Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней полностью переходят права по управлению делами юридического лица.

  1. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации

После принятия решение о ликвидации необходимо в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом в Налоговую инспекцию по месту регистрации организации.  Это необходимо для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Для этого нужно представить следующие документы:

  • протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии;
  • уведомление о ликвидации и назначении ликвидатора /ликвидационной комиссии.

Также, чтобы сэкономить денежные средства и время, затрачиваемое для заверения документов у нотариуса, мы рекомендуем сразу оформить электронно-цифровую подпись ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии.

  1. Уведомление кредиторов

На следующем этапе необходимо разместить публикацию о ликвидации организации, порядке и сроках предъявления требований кредиторами в журнале «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть отражены следующие данные:

    1. полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
    2. основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
    3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);
    4. адрес места нахождения юридического лица;
    5. сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации, дата и номер принятого решения;
    6. порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.
  1. Налоговая проверка

После подачи уведомления о начале процедуры ликвидации бухгалтеру следует подготовиться к возможности выездной налоговой проверки. Вероятность проведения налоговой проверки завит от многих факторов:

  • объем выручки;
  • отрасль;
  • объемы работ, услуг;
  • миграция организации;
  • уровень заработной платы сотрудников;
  • количество требований, на которые пришлось отвечать организации за последний финансовый год;
  • и т. д.

При ликвидации выездные проверки (налоговые, ФСС РФ) могут проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При необходимости, уполномоченные должностные лица, осуществляющие выездную налоговую проверку могут:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

  1. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Он необходим для того чтобы уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о:

  • составе активов и пассивов предприятия;
  • стоимости всего имущества, которым оно располагает;
  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • полный перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией.
  1. Удовлетворение требований кредиторов

С момента опубликования обществом сообщения о ликвидации, у кредиторов есть 2 месяца, чтобы заявить о своих требованиях. После погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами;
  5. требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени).

Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке вышеуказанной очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

  1. Составление и утверждение ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов. Поэтому рекомендуется использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, поставив на нем соответствующие пометки: «Промежуточный ликвидационный баланс» и «Ликвидационный баланс»

  1. Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

  • Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001; 
  • Ликвидационный баланс;
  • Решение/Протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • Справка из налоговой инспекции  об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов;
  • Документ об оплате госпошлины — квитанция или платежное поручение.

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать лист записи о прекращении деятельности юридического лица. Снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Датой официального прекращения деятельности  организации  считается день внесения информации  о закрытии в ЕГРЮЛ. С этого момента завершаются полномочия ликвидатора/ликвидационной комиссии.

Общий срок ликвидации с 01 сентября 2017 года не может быть более года. При необходимости этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев в судебном порядке. Ранее срок нахождения организации в процессе ликвидации законодательно ограничен не был. Это надо учитывать при принятии решения о ликвидации юридического лица.

Ответственность ликвидатора/ликвидационной комиссии

Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО наступает в следующих случаях:

  • действия ликвидатора привели к причинению убытков кредиторам или участникам общества;
  • ликвидатор обнаружил признаки несостоятельности ООО при составлении промежуточного баланса, и не подал заявление об инициировании процедуры банкротства в арбитражный суд.
  • есть признаки банкротства, и ликвидатор преднамеренно скрывает или уничтожает имущество компании, информацию о нем или его месторасположение, имущественные права и обязанности, фальсифицирует, скрывает, уничтожает бухгалтерскую или другую учетную документацию; неправомерно удовлетворяет требования отдельных кредиторов.

Если названные действия привели к причинению ущерба в крупном размере, они влекут за собой уголовную ответственность по ст. 195 УК. К ликвидатору могут быть применены такие меры ответственности, как штраф, ограничение или лишение свободы, принудительные работы, арест.